Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

Европейские экономики повторно ушли на локдаун из-за COVID-19. За Францией и Германией, где с конца октября – начала ноября закрылись рестораны, бары и спортзалы, а офисы и университеты перешли на удаленную работу, последовали другие страны (даже Швеция) с целым спектром запретов. Российские власти пока называют полный локдаун нежелательным, но меры все же принимают: в разных городах ограничивают многолюдные мероприятия, работу кафе и баров, предприятиям приходится возвращать сотрудников на дистанционную работу, людям старшего возраста предписывают оставаться дома.

Локдауны нелегко даются человеку. Для многих изоляция и чувство одиночества – их неизбежные спутники. Мы социальные существа, и в наш мозг зашит поиск одобрения и поддержки у близких, потребность в общении и прикосновениях. Когда всего этого не хватает, да еще и на фоне общей неопределенности и невозможности вести привычный образ жизни, мы чувствуем себя некомфортно; врачи предупреждают о повышении риска развития тревожных расстройств и усилении стресса.

Кроме того, изоляция – об этом говорят многие эксперименты – влияет на мышление, социальные навыки и даже размер мозга. В конце 2019 года немецкие исследователи опубликовали свои наблюдения за 9 полярниками, проведшими в Антарктике 14 месяцев. У них, как показало МРТ-сканирование, на 7% уменьшился размер зубчатой извилины – расположенной в глубине мозга структуры, участвующей в формировании новых воспоминаний. Также у них снизились концентрации BDNF – белка, стимулирующего и поддерживающего развитие нейронов.