Андрей Дьячков. Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости
Президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Дьячков, назначенный менее года назад, отправлен в отставку. Его уход, впрочем, предсказывали еще на прошлой неделе: «Коммерсантъ» писал, что вокруг главы ОСК складывается напряженная ситуация, которая, вероятнее всего, приведет к его увольнению.
Летом прошлого года Дьячков сменил на посту руководителя ОСК Романа Троценко, считавшегося человеком нынешнего главы «Роснефти» Игоря Сечина. Тогда уход топ-менеджера связывали с конфликтом корпорации и Минобороны по поводу стоимости оборонного заказа (на военную продукцию приходится 80% выручки ОСК). Военные требовали от судостроителей обосновать цену поставляемой продукции – в частности, многоцелевых подлодок проекта 885 «Ясень» и подводных ракетоносцев проекта 955 «Борей», – а судостроители жаловались на низкую рентабельность. Троценко же публично называл предложенные Минобороны цены экономическим самоубийством.
К переговорам пришлось подключиться тогда еще вице-премьеру Игорю Сечину, а контракты заключались и вовсе в присутствии Владимира Путина. К традиционным спорам с Минобороны добавилось недовольство Минпромторга ходом строительства двух верфей на Дальнем Востоке. В апреле Минпромторг подготовил отчет о строительстве верфей «Звезда-DSME» и «Восток-Raffles» в Приморском крае. Ведомство пришло к выводу, что заявленный ОСК объем работ выполнен не в полной мере. Были между Минобороны и ОСК и разногласия по поводу закупки иностранной военной техники, в частности, вертолетоносцев Mistral во Франции. Наконец, был и конфликт с бывшим владельцем Объединенной промышленной группы Сергеем Пугачёвым.
В прошлом году в отставке Троценко были заинтересованы слишком многие, а Сечину не хватило ресурсов, чтобы отстоять своего человека. Преемником Троценко стал гендиректор «Севмаша» Андрей Дьячков. Однако усидеть на этом месте долго ему не удалось. В конце апреля вице-премьер Дмитрий Рогозин устроил Дьячкову разнос. Как писал «Коммерсантъ», Рогозина разочаровал целый ряд направлений деятельности ОСК, в том числе проекты компании на Дальнем Востоке и структура собственности ее дочерних предприятий.
В середине апреля Рогозин обвинил менеджмент корпорации в срыве сроков строительства верфи «Звезда» на Дальнем Востоке. Вице-премьера не удовлетворила справка ОСК о ходе проектирования и строительства верфи: в документе «рисуночки красивые», но нет информации о том, что строительство верфи выбивается из графика. Рогозин посоветовал президенту ОСК «обратить внимание и оторвать голову тем, кто такие справки присылает». Рогозин также раскритиковал «мутные, перекрестные схемы совладения», через которые ОСК контролирует судостроительный завод «Лотос» в Астраханской области. Корпорация получила его в 2011 году, купив группу «Каспийская энергия», куда входила верфь.
Усугубляют ситуацию проблемы с военными контрактами. В конце марта министр обороны Сергей Шойгу отправился на Дальний Восток, чтобы проинспектировать состояние судоремонтных мощностей в регионе. Первая же увиденная им атомная подводная лодка «Братск» (проект 971) вызвала возмущение: она с 2007 года находится в плавучем доке «Северо-Восточного ремонтного центра» (входит в ОСК) в Вилючинске и до сих пор не прошла ремонт.
Однако за отставкой Дьячкова, вероятно, стоит Игорь Сечин. «Роснефть» имеет большой портфель заказов у ОСК, и наличие лояльного менеджмента могло бы помочь решить многие трудности. По данным «Коммерсанта», Сечин инициировал специальное совещание у Владимира Путина, где должен решаться вопрос о судьбе крупных проектов ОСК. Главу «Роснефти» не устраивает, что строительство верфей идет с большим опозданием по срокам, а ряд проектов и вовсе заморожен.
Отставка Дьячкова – заметный политико-аппаратный успех Сечина. Он лишний раз показал, что обладает достаточными возможностями, чтобы доводить до уровня президента любую проблему, причем не обязательно прямо связанную с работой «Роснефти». ОСК всегда находилась в сфере неформального курирования Сечина, и сейчас он пытается восстановить былое влияние после отставки Троценко. Ситуация показательна: по ней можно изучить, как глава нефтяной компании может снимать руководителя крупной судостроительной корпорации, чтобы ускорить исполнение своих заказов. Правительство Дмитрия Медведева, как обычно, «отдыхает».