Министр обороны Сергей Шойгу, президент Владимир Путин и начальник Генштаба ВС Валерий Герасимов

Министр обороны Сергей Шойгу, президент Владимир Путин и начальник Генштаба ВС Валерий Герасимов

kremlin.ru

Итак, войны не будет – по крайней мере сейчас. Джо Байден позвонил Владимиру Путину во вторник и предложил встретиться в ближайшие месяцы в нейтральной стране. Это то, чего и добивался Кремль эскалацией у границ Украины – диалога «на равных» между президентами России и США.

Позвонил мне, позвонил

Как сообщает Белый дом, Байден и Путин обсудили продолжение диалога о контроле над вооружениями (Договор СНВ недавно продлен), президент США также «ясно дал понять, что Соединенные Штаты будут действовать решительно в защиту своих национальных интересов в ответ на действия России, такие как кибернетические вторжения и вмешательство в выборы». Байден подчеркнул «непоколебимую приверженность США суверенитету и территориальной целостности Украины» и выразил обеспокоенность по поводу «внезапного наращивания российской военной мощи в оккупированном Крыму и на границах Украины и призвал Россию снизить напряженность». Байден хочет стабильных и предсказуемых отношений с Россией и предложил в ближайшие месяцы встречу на высшем уровне в третьей стране для обсуждения всего спектра проблем, стоящих перед США и Россией.

У Кремля приоритеты расставлены предсказуемо иначе: «С обеих сторон выражена готовность к продолжению диалога по важнейшим направлениям обеспечения глобальной безопасности, что отвечало бы интересам не только России и США, но и всего мирового сообщества. Более того, Джозеф Байден высказал заинтересованность в нормализации положения дел на двустороннем треке и налаживании стабильного и предсказуемого взаимодействия по таким острым проблемам, как обеспечение стратегической стабильности и контроль над вооружениями, иранская ядерная программа, ситуация в Афганистане, глобальное изменение климата». Затем предложение о встрече, и в самом конце: «При обмене мнениями по внутриукраинскому кризису Владимир Путин изложил базирующиеся на минском “Комплексе мер” подходы к политическому урегулированию».

Впрочем, разность интерпретаций сейчас не слишком важна. Главное: Байден сделал то, чего так хотел Путин – позвонил и предложил провести двусторонний саммит. В такой ситуации начинать войну может только сумасшедший, так что российские «учения на западных границах» должны скоро закончиться. И слава богу.

Но почему американцы пошли на такой шаг? Ведь буквально месяц назад Байден назвал Путина «убийцей», еще раньше призывал союзников по НАТО начать холодную войну с Россией и вовсю грозил новыми санкциями за кибератаку на правительство США.