Владимир Путин произвёл традиционный полуденный выстрел из пушки в Петропавловской крепости. Фото: kremlin.ru

Владимир Путин произвёл традиционный полуденный выстрел из пушки в Петропавловской крепости. Фото: kremlin.ru

Эскалация напряженности на российско-украинской границе продолжается, но ничего, доступного непосредственному наблюдению для обывателя, там не происходит. Во-первых, это масштабный и медленно развивающийся в пространстве и времени процесс, который невооруженным взглядом в принципе не охватить. Во-вторых, реальное положение дел в военной сфере засекречено, и никто никому ничего особо не показывает, так что остаются свидетельства случайных людей в жанре «мимо нас танки ехали», спутниковые снимки и бесконечные слухи, а также их опровержения. Таким образом, большинство из нас наблюдают не эскалацию саму по себе, а рассказы о ней тех, кто настаивает, что он-то ее наблюдает буквально своими глазами. Как уже приходилось писать, многие из этих наблюдателей на самом деле ничего не наблюдают, а просто выполняют свои служебные обязанности в ведомстве пропаганды одной из вовлеченных в ситуацию стран.

Вся эта специфическая конструкция виртуальной войны в интернете приводит ко множеству любопытных феноменов, которые потом годами можно и нужно будет разбирать специалистам в разных сферах человековедения.

Что происходит?

Реальная международная политика оказывается совсем не такой, как всем хотелось бы думать и как ее показывают в триллерах и блокбастерах. Итак, что же происходит прямо сейчас между Россией и Украиной?

Россия собрала изрядную группировку войск на границе и выдвигает разнообразные требования к США и вообще западному миру. Требования эти странные, и если для чего хороши, то только для позирования первого лица с эффектной жестикуляцией: мол, трясу Байдена за галстук — давай ответ немедленно! Ну и для бесконечного обсуждения всей этой жестикуляции в специальных пропагандистских шоу.

Проблема в том, что вся медийная польза из отправленных на Запад ультиматумов быстро извлечена, и теперь приходится повторять снова и снова сказанное ранее. И чем дольше это длится, тем больше недоумения у публики. «Когда жахнем по Вашингтону?» — интересуется она устами Маргариты Симоньян. Но с этим все не так просто, что в свою очередь не так просто объяснить прежде всего растравленной в ожидании победоносного шествия на Киев и бомбардировки Вашингтона части аудитории.

Украина пытается защититься от возвращения в зону российского влияния и вообще выжать из ситуации максимум бонусов для себя. Это вполне логично, в современном мире любая страна мечтает оказаться в центре международного внимания — это уже само по себе помогает решить многие вопросы. Впрочем, по некоторым признакам можно уловить и растущее раздражение украинских элит тем, куда все движется: одно дело — получать со всех сторон осязаемую помощь и приглашения в разные уважаемые международные клубы, совсем другое — осознавать себя той самой палкой, которой тыкают в и без того довольно злобного медведя, и понимать, что саму палку никому особо не жалко.