Анастасия Никольская. Фото: "Реальное время"

Анастасия Никольская. Фото: "Реальное время"

Независимый исследовательский коллектив «Группа Белановского» опубликовал 4 июня результаты социологического исследования «Новый спектр политических настроений в российском обществе в 2020 году». Политолог Артем Земцов поговорил с одним из его авторов, психологом, старшим научным сотрудником РАНХиГС, доцентом кафедры психологии РГУ им. Косыгина Анастасией Никольской о продолжающихся изменениях в политических ценностях, эмоциях и поведении россиян.

– Нынешняя работа – продолжение ваших старых волн исследований или новое – со своими гипотезами, проблемами, вопросами?

– Оно соединяет и наши старые сюжеты, вопросы и много нового. Конечно, нам интересно продолжать тему, но сейчас ситуация во всем мире настолько изменилась, что важно понять теперь и то, как люди справляются с самоизоляцией, как изменилось их социально-экономическое положение и т.д.

– Для этого исследования вы рекрутировали респондентов в Facebook. То есть все же это были высоко мотивированные, политически ангажированные люди. Не смещается ли тем самым выборка?

– Естественно, мы опасались этого. Кидая клич в Facebook, мы понимали, что возможен большой перекос, выборка могла быть сдвинута. Именно поэтому мы просили согласившихся респондентов найти в своем окружении людей, которые, с одной стороны, лояльны к власти, с другой – вообще не интересуются политикой. Это помогло подобрать разных людей. Более или менее выборка выравнялась. Общее количество респондентов – 235. 112 человек мы отнесли к оппозиционерам, 92 человека – аполитичные и 31 человек лояльно настроен к власти.

– А география?

– Как нам кажется, мы сумели охватить совершенно разные города, как крупные, так и районные центры, сельскую местность. Томск, Омск, Москва, Камчатка, Крым, Калининград и т.д.

– Мы с вами беседовали осенью 2018 года. Речь шла о трансформации политических ценностей россиян, росте протестной активности, возникновении у людей запроса на справедливость. Что изменилось за эти два года?

– Сказать, что что-то изменилось на качественном уровне, я не могу. Тогда мы говорили о том, что появилось определенное количество россиян, которые имеют уже иные ценности. Сейчас идет просто количественное нарастание. Мы предполагали, что эти ценности постепенно будут укрепляться в каком-то ядре. И это ядро начнет обрастать скорлупой, именно это и происходит сейчас. Эти новые ценности можно назвать постматериалистическими, или, если хотите, либеральными, они укрепляются и становятся востребованным у все большего числа россиян.

– Полтора года назад вы говорили: «Роман народа с нынешней властью закончен. Мы ищем, к кому уйти». И сейчас в интервью Znak.com вы утверждаете, что «общество находится на стадии развода». Бракоразводный процесс растянулся?

– Если в 2018 году люди действительно говорили «мы ищем, к кому уйти», сейчас они уже никого не ищут. По крайней мере в нашей выборке нет яркого запроса на какого-то конкретного политического лидера. Вот что говорит, например, наш респондент – женщина 49 лет из Екатеринбурга: «Лидер не нужен. Не важно, за кем идти, мы сами можем объединяться, как это произошло в Екатеринбурге, когда мы отстаивали парк. Тогда вышли все, даже аполитичные и провластные».

Мы фиксируем усталость от единоначалия и концентрации власти. Из 235 респондентов, входящих в нашу выборку, 179 человек сказали, что им не нужен какой-то ярко выраженный лидер (для 56 он все же еще желателен). Россияне уже не ищут, к кому уйти, общество созрело настолько, что может жить без лидера. Мы уже думаем, как будем жить самостоятельно после развода.