Константин Чумаков. Фото: Global Health Chronicles / Youtube

Константин Чумаков. Фото: Global Health Chronicles / Youtube

Уже полгода по всему миру идет массовая вакцинация от COVID-19. Мир поляризовался: одни люди мечтают привиться как можно скорее, другие боятся вакцин и агитируют других воздержаться от вакцинации. Но у всех возникают практические вопросы о безопасности вакцин, о длительности их действия, о том, какие вакцины лучше, можно ли прививаться разными типами вакцин и, наконец, насколько обоснован вакцинный скептицизм.

Чтобы получить ответы на эти и многие другие практические вопросы, научный корреспондент Republic Евгения Кандиано взяла интервью у ведущего мирового специалиста по вакцинам Константина Чумакова, директора Центра глобальной вирусологической сети, адъюнкт-профессора Университета Джорджа Вашингтона и советника ВОЗ.

Вакцины от COVID-19, кажется, представляют собой совершенно новое поколение вакцин. Как осуществлялась их разработка? Было ли это сложно?

— Неожиданно оказалось, что разработать вакцину от коронавируса проще, чем ученые предполагали, и многие их ранние опасения не оправдались. За разработку взялось сразу много различных фирм по всему миру, используя различные подходы, и почти у всех получились неплохие вакцины. Некоторые из них имеют почти стопроцентную эффективность, у других эффективность ниже, но они тоже работают. Это неожиданный и очень приятный результат.

Вакцины против коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 действительно можно назвать новым поколением вакцин. Разработчики, впрочем, не создавали их совсем с нуля, работы в этом направлении велись уже много лет. Эти вакцины используют не полный вирус, а лишь определенный белок, называемый антигеном, на который возникает защитный иммунитет, в данном случае так называемый шип коронавируса. При помощи этого шипа коронавирус проникает в человеческую клетку, поэтому он считается необходимым элементом и характерной особенностью этого возбудителя. Вакцины, основанные на очищенных антигенах, были и раньше, и новизна сегодняшних вакцин заключается в том, что вместо этого белка в организм прививаемого человека доставляется лишь информация о том, как его изготовить, — гены или участки РНК, которые кодируют этот белок. Можно сказать, что это вакцины типа «сделай сам» — в организм просто доставляется инструкция, по которой нужный белок синтезируется уже на месте.

Первый тип таких вакцин — векторные. В них используется ген белка шипа коронавируса, который вставлен в какой-либо безобидный вирус-носитель, например, в аденовирус человека или животного. На этом принципе основан «Спутник V», вакцины фирм Astra Zeneca и Janssen (входящей в огромную корпорацию Johnson & Johnson).

Второй тип таких вакцин — это мРНК-вакцины. Они используют участки РНК, которые кодируют этот же самый белок шипа коронавируса, но при этом ее не вставляют в вирус-носитель, а просто заключают в липидную наночастицу. Молекулы мРНК — посредники между нашими генами и белками, которые в этих генах закодированы и которые можно назвать кирпичиками любого живого организма. Для синтеза белка информация сначала переписывается с ДНК на мРНК, и уже на последней происходит сборка белка. К мРНК-вакцинам относятся вакцины Moderna и BioNtech/Pfizer.

Среди противокоронавирусных вакцин есть одна, не относящаяся ни к векторным ни к мРНК-вакцинам. Это российская пептидная вакцина «ЭпиВакКорона». Она использует не полный белок шипа коронавируса, а его фрагменты — пептиды. Однако ее эффективность подвергается сомнениям, а официальной информации о клинических исследованиях по этой вакцине до сих пор не было опубликовано. Можете ли вы это прокомментировать?

— Я бы пока не торопился называть этот пептидный препарат вакциной, потому что его эффективность пока что не доказана.