Европа, США и Россия обмениваются намеками на возможные экономические санкции в отношении друг друга. В США Министерство торговли и конгресс могут рассмотреть отмену ограничений на экспорт нефти и газа, что в перспективе позволит снизить зависимость Европы от российских энергоресурсов; российский парламент – конфискацию активов европейских и американских компаний, в том числе и частных. Но могут ли быть эффективными реальные экономические санкции? Например, Дэниел Дрезнер из Университета Тафтса провел исследование на эту тему, в результате которого выяснил, что применяемые США внешнеторговые санкции реже приводят к успеху, чем угроза их применения: 33% против 56%. Всего было рассмотрено 86 санкций. Успех санкций определялся тем, достигались ли официально объявленные цели.

Россия особенно активно использовала угрозы санкций в 1990-х. В 1992–1997 годах Россия, согласно другому исследованию Дрезнера, применяла их в отношении 14 постсоветских государств 39 раз, достигнув успеха в 38 процентах случаев. Все такие случаи перечислены в прошлогодней работе Дрезнера. Основные санкции были трех видов: поднятие тарифов на экспорт в Россию (Азербайджан), сокращение субсидий импортерам российских энергоресурсов (Украина, Белоруссия, страны Балтии, Молдавия), сокращение доступа или поднятие тарифов на пользование российскими трубопроводами (Казахстан, Туркменистан).

Успех санкций напрямую зависел от разницы издержек для России и страны-цели: если России почти ничего не стоило введение санкций, а для определенной страны это серьезно ударяло по экономике, то в таком случае «цель» скорее пойдет на соглашение: 47% против 30%.

Успех зависел также от внезапности санкций: например, страна, которая оценивала вероятность введения санкций как низкую (была дружественна России), в случае угроз намного чаще принимала условия: 73% против 16% в случае недружественной страны. В исследовании проведен анализ не только самих санкций, но и угрозы их применения в 2001–2012 годах. Во-первых, Россия стала угрожать реже (27 случаев за 12 лет по сравнению с 39 случаями за шесть лет в период с 1992 по 1997 год), во-вторых, они стали намного менее успешными (22%). Автор исследования связал это с сократившейся экономической зависимостью сопредельных государств. 


Еще одно интересное наблюдение Дрезнера: если санкции международные, то вероятнее, что они провалятся. Используя базу данных об одобренных МВФ торговых санкциях, он пришел к выводу: когда много государств сотрудничают, успех мер приходит в 18% случае против 21,1%, когда государство действует в одиночку.

Почему так происходит? Большему количеству стран труднее договориться – часто отказ хотя бы одного государства срывал все планы по международной изоляции.

В итоге мы приходим к тому, что рецепт успеха – угроза вместо исполнения, дешевизна санкций для «наказывающей» стороны и внезапность.