Умар Фарук Абдулмуталлаб. Фото: wikipedia.org

Умар Фарук Абдулмуталлаб. Фото: wikipedia.org

В канун Рождества 2009 года 23-летний нигериец Умар Фарук Абдулмуталлаб попытался взорвать пассажирский самолет компании Delta Airlines с 290 пассажирами на борту, следовавший из Амстердама в Детройт. Взрывное устройство не сработало, а прошедший подготовку в ультрарадикальной террористической организации (запрещена на территории РФ) «Аль-Каида» преступник получил пожизненный срок. В марте 2010-го американец Джон Патрик Беделл открыл стрельбу перед Пентагоном, ранил двух полицейских и погиб в перестрелке. В мае того же года американец пакистанского происхождения Файзал Шахзад оставил заминированный автомобиль на Таймс-сквер в Нью-Йорке, однако бомбу обезвредили, а преступника приговорили к пожизненному без права на УДО.

Эти случаи объединяет одно – образование и социальный статус преступников. Абдулмуталлаб был сыном банкира и бизнесмена, которого The Times признала одним из богатейших людей Африки. После учебы в Британской школе в Ломе (столица Того) будущий террорист поступил в Университетский колледж Лондона, где изучал инженерное дело и финансы. Страдавший от биполярного расстройства Беделл получил степень бакалавра по физике в Калифорнийском университете, а также занимался биохимией, компьютерным программированием и инженерией. Шахзад вырос в семье пилота ВВС, получил образование в университете Гринвича в Пакистане и в американском университете Бриджпорт. Сначала он посещал курсы бизнеса, позже занялся информатикой и инженерией.

Три радикала-инженера из хороших семей – слишком маленькая выборка для масштабных выводов, но их преступления – лишь незначительная часть примеров, которые рассматривают профессор социальной теории Европейского университетского института Диего Гамбетта и профессор сравнительной политологии Лондонской школы экономики и политических наук Штеффен Хертог. В книге «Инженеры джихада: причудливая связь между жестоким экстремизмом и образованием» и в статье «Почему среди исламских радикалов так много инженеров?» исследователи опровергают стереотип о влиянии нищеты на развитие экстремистских взглядов. Гамбетта и Хертог выявляют другую тенденцию – террористами часто оказываются интеллектуалы-консерваторы с определенным складом ума и профессиональными навыками.