Надежда Романова. Фото: Арсений Несходимов для Republic

Надежда Романова. Фото: Арсений Несходимов для Republic

Курьеры постоянно опаздывают, а в пунктах выдачи заказов выстраиваются очереди. Как сделать доставку более удобной? Надежда Романова посчитала, что проблемы решат постаматы – терминалы для хранения посылок, – и в 2010 году основала компанию PickPoint. Сейчас это крупнейший в стране оператор автоматизированных станций – их около двух тысяч. Из постаматов можно забрать заказ в любое удобное время, причем на это уйдет не больше минуты. В интервью Republic Романова рассказала, какой будет доставка будущего и когда россияне в полной мере освоятся в интернет-магазинах.

– «Почта России» недавно попробовала доставить посылку с помощью дрона, но он разбился. Когда такая доставка станет привычным делом?

– Она никогда массовый характер носить не будет. Технологию можно использовать при доставке грузов в труднодоступные места: когда нужно что-то передать альпинистам в горы или доставить медикаменты на место аварии. В целях безопасности беспилотники будут запрещены в крупных городах. В противном случае появится возможность перевозить опасные грузы – взрывчатые вещества. К тому же придется получать разрешение на полеты. Гораздо интереснее область автомобилей-беспилотников. Приехал беспилотный грузовик, робот пошел разносить. Зачем перемещаться по воздуху, когда можно делать это по обычным дорогам? Но любые точечные доставки – это дорого.

– Но как же Amazon? Он доставляет товары на дронах для тех, у кого есть подписка на Prime.

– Amazon доставляет не все грузы и не для всех своих подписчиков. Куда дрон может сделать доставку? На балкон? Они все застекленные, ни один беспилотник туда не залетит. К тому же навигация полета с доставкой на балкон будет очень сложной. Есть пример удобного и современного способа доставки. В Швеции Volvo тестировала доставку товаров прямо в багажник автомобиля. Курьер объезжает парковки, при помощи специальной программы открывает багажники, загружает туда посылки. Но это узкоприменимо только для одной страны, где много автомобилей одного производителя.

Технологии стремятся к тому, чтобы как можно меньше людей было задействовано в цепочке доставки. Еще одна цель – сделать сервис дешевле, удобнее и предсказуемее. Через тот же самый постамат теперь выдаются продукты питания – покупатель созрел к их покупкам через интернет, хотя пять лет назад там покупали только технику и книги. Есть терминалы, которые состоят только из холодильных шкафов. Но это неинтересно, потому что в одной и той же точке человек хочет в один день забрать косметику, в другой – еду. И ему удобна точка рядом с домом, куда можно заказывать товары из всех магазинов. Хотя есть разные модели заказов продуктов питания. В Австралии, например, около каждого супермаркета есть продуктоматы. На сайте делается заказ, который можно забрать, не заходя в магазин.