Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

Чтобы разобраться с сегментом образования для взрослых, для начала посмотрим на EdTech в целом. По данным EdMarket, в среднем рынок растет на 20% в год, так что к концу 2023 года достигнет 60 млрд руб. (по итогам 2019 года — 38,5 млрд руб.). В сети можно встретить разные оценки рынка: их разнообразие связано в основном с тем, как именно считают аналитики и какие сегменты они включают или не включают в EdTech. Как бы то ни было, относительно темпов роста все сходятся у отметки 15–20%. Это хороший темп, но далеко не взрывной, каким его принято называть.

Если посмотреть на мировой EdTech, то становится понятно, что российским образовательным программам и компаниям есть куда расти. По данным аналитического доклада «Яндекса», на Россию приходится до 0,5% мирового рынка онлайн-образования. Он, в свою очередь, по оценке EdTechXGlobal, в 2020 году должен был достичь $252 млрд. Тем не менее, российский рынок разогревается, усиливается конкуренция между ведущими игроками, рост некоторых из них доходит до 300% в год. Происходят битвы маркетинговых бюджетов, появляются новые профессии — например, куратор онлайн-обучения или продюсер.

Развитие платформ вроде GetCource делает точку входа на рынок доступной многим, а на инвестиционном интересе запускается множество новых проектов. Возможно, именно поэтому, несмотря на явный интерес ИТ-лидеров вроде «Яндекса» и группы VK (экс-Mail.ru Group) к этому рынку, пока крупнейшими игроками остаются не они, а образовательные компании.

EdTech — не детский рынок

Хотя принято считать, что онлайн-образование драйвит в первую очередь детская тематика, на деле это далеко не так. Больше всего инвестиционных денег на горизонте 2017–2019 годов, по данным EdMarket, получили проекты в области профессионального дополнительного образования, включая «Нетологию» и Skyeng. Вслед за этим многие из них начали работать не только с частными запросами, но и вышли на рынок b2b и корпоративного обучения.

Спрос на корпоративное обучение в онлайн-формате растет. По данным ВЭФ, около 70% компаний в России были готовы переобучать своих сотрудников в 2020 году. Однако сегмент развивается достаточно медленно, так что чаще всего спрос на дополнительное профессиональное образование исходит от непосредственных его потребителей.

Переход экономики на цифровые рельсы привел специалистов к понимаю, что им тоже нужно переориентироваться в новом digital-мире и соответствовать ему. Именно по этой причине растет популярность проектов, предлагающих ускоренное обучение в течение трех-шести-девяти месяцев новым профессиям. Такие курсы предлагают «Нетология», Skillbox, «Яндекс Практикум» и другие онлайн-проекты.

Конечно, трехмесячные курсы не могут заменить классическое высшее образование, однако они практико-ориентированные и дают возможность быстрого входа в профессию. Для многих специальностей оговаривается некий бэкграунд, то есть, условно, гуманитария обучить программированию за два месяца никто не обещает. Как правило, выпускники курсов поступают на работу в компании на junior-позиции, где по сути продолжается их дальнейшее обучение с активным погружением в реальную работу в поле. Как бы ни критиковали такую скорость, с помощью ускоренного обучения рынок решает проблему кадрового дефицита теми инструментами, которые ему доступны.

Чего хотят работодатели