
Акция «Бессмертный полк» в Москве. Фото: Maxim Shemetov / Reuters
В Саратове учителя протестуют против принудительного участия в шествии «Бессмертный полк». В Мурманске заставляют выходить на шествие бюджетников и составляют списки. Сводные колонны из студентов формируют в курганском и казанском вузах – это следует из объявлений на страничках в соцсетях; одна из студенток Северного медицинского университета в Архангельске пожаловалась, что деканат факультета будет контролировать явку на акцию. Новости про «Бессмертный полк» в этом году примерно такие.
Настоятельный совет организаторов «Полка» региональным чиновникам – воздержаться от стремления возглавить колонны и от разнарядок – выглядит как своевременная реакция на «перегибы»; но, кажется, это уже бессмысленно. Акция «Бессмертный полк», как известно, родилась в Томске всего семь лет назад. В 2012 году ее организаторов заботила, вероятно, популяризация движения; но всего через три года главной проблемой стала уже «бюрократизация» акции – об опасности которой организаторы предупреждали в письме не кого-нибудь, а главу государства. Как раз в 2015 году «Полк» начал взаимодействовать с государственными структурами – приближался юбилей Победы.
До сих пор общее мнение про «Полк» – «идея хорошая»; единственная инициатива, родившаяся снизу и ставшая затем подлинно народной. Авторы идеи – журналисты томского телеканала «ТВ-2» – представляли себе все риски, предусмотрительно введя в устав акции «неполитичность», добровольность и другие важные правила. Но они не учли эффекта больших чисел: правила, которые работают в малых сообществах и группах, не переносятся автоматически на большие коллективы. (Та же история произошла с интернетом: пока пользователей было относительно немного, негласные правила соблюдались. Но когда интернет стал массовым, правила стали диктовать уже сами массы.) Даже чисто технически, при быстро растущем числе желающих принять участие в акции, неизбежно приходится договариваться с городскими или областными начальниками и службами – хотя бы о месте проведения акции; но сложнее договориться о ее смысле – чем больше людей, тем труднее этот смысл «удержать».
Ну вот, хоть кто-то написал про раскалывающее обществл влияние "Бессмертного полка". Знаю немало людей старшего поколения, чьи родители пропали без вести или попали в оккупацию. Они помнят советскую сегрегацию по этому признаку и воспринимают всё это как возвращение "тех" времён. И стараются избегать разговоров об этом, как и тогда.
История и эволюция "Полка" отражает стремление пресечь властями каких-либо попыток "народной" самоорганизации.
Идея возникла в Томске. С этим надо было чето делать. (Оговорюсь, что я сам - томич, мой отец 2 года воевал на передовой, и я не сторонник балаганно-карнавальной формы поминовения погибших).
Я вот о чем. Представьте, что, году так в 1980, Вы берете плакат "Слава КПСС" и идете с ним по московским улицам. Что будет ? Правильно - Вас заберут в ментовку.
Прошло почти 40 лет. А, вот, пройдите Вы по Москве с транспаран
том "Слава Единой Россиии" - и, что ? Результат будет примерно тот же.
Проблема, ведь, не в содержании плаката, а в непозволительной свободе самовыражения. При этом смысл его не имеет значения.
У власти есть три способа борьбы с "народной" инициативой: запретить, опошлить и возглавить. Первые два по "Полку" использовать напрямую было - ну, как-то неудобно. Зато третья - полностью удалась.
Проявление социальной самостоятельности было ликвидировано. Причем были задействованы все имеющиеся ресурсы - даже Путин пошел.
Имеет ли все это отношение к памяти погибших ?
В статье есть ссылка на "Коммерсант" про маршала Жукова: https://www.kommersant.ru/doc/3952803
Кто не читал, очень советую. Всегда считал Жукова неотделимым от бесчеловечной эпохи, но здесь он себя показал с неожиданной для меня стороны. По крайней мере, у маршала были нравственные принципы. Ну, а "как закалялась сталь" и формировалась советская "элита", ни для кого, надеюсь, не открытие. Типичный отрицательный отбор худших из худших. Советский антимир во всей красе.
Прочел статью про Жукова - на мой взгляд примитивный панегирик. Много слов и надерганных цитат. В соседних абзацах - прямо противоположные вещи.
Ни в коем случае не хочу переиначивать Ваше мнение, г-н Лавров - просто хочу предупредить других читателей о другой оценке статьи :)
Монголия изображает на своих деньгах Чингиз-хана.
Жуткое чудовище прошлого и последняя, никому не нужная страна.
Монголы гордятся.
И ты тоже - помни! Гордись!
Портреты Сталина - на стены и на деньги!
Потому что Россия - не хуже Монголии.
Почему не хуже? Полит система хуже Монголии, по мнению многих. Хорошо знакомые со страной люди рассказывают о демократии с низового до верхнего уровня. Да и кое в чём другом у нас хуже, в скорости эконом роста например
.
"никому не нужная страна."
=Да лан, нормальные партнёры и отличные беспроблемные ближайшие соседи. Наш край туда зерно экспортирует, а у меня есть оттуда несколько пар отличных верблюжьих носков :))
.
Чингисхан у них это от безрыбья, Джугашвили в РФ, отчасти, по той же причине :(((
Вообще-то правильно. Неудачный пример я привёл. Ладно, посмотрю, кого там в Африке на купюрах рисуют :))
С интересом жду, будет ли обратная реакция людей, а-ля позднесоветский период, когда казенный пафос на 9 мая всех достал, а ветераны воспринимались скорее как конкуренты, которые "обслуживаются вне очереди". А ведь такого разгула кича, безвкусицы и пафоса не было! Никакого "можем повторить", никаких младенцев в камуфляжных ползунках. Последнюю неделю, когда натыкаюсь на теленовости, узнаю, что главная новость на протяжении недели(!) - репетиции (!) парада!!! Такой перебор должен привести к какому-то откату.
У нас по региональным СМИ все последние дни говорят регулярно прямым текстом: не пишите тупые лозунги "можем повторить", не носите портреты Джугашвили и тем более императоров, меньше политизируйте и не упоминайте современные полит силы. Прям сегодня вот опять это говорили на популярной гос радиостанции в местной программе
Пацанва рисовала на стенах свастики в восьмидесятых годах.
Вот такая была реакция на вялый брежневский официоз.
Так оно и было. Реальный грязноватый подвыпивший ветеран из соседнего подъезда явно проигрывал лощеному киношному эсэсовцу. (Вспомните хоть те же "17 мгновений ... , который, строго говоря, подпадает под закон о пропаганде нацизма).
И еще "пацанва" пела " ...мой Фантом теряет высоту ...", как символ героического и недостижимого, а вовсе не "Дымилась роща под горою ..."
А "мой Фантом" не про доблестного ли лётчика Ли Сы Цына, случаем? Который сбил героя песни. ... и, эта песня из 90х
Вот что точно помню, пели как "...летели на Ханой", был год 86-87...
Статья во многом совпала с моими ощущениями, с одной только поправкой. Сталинизм тоже не новое явление для России. Он плоть от плоти монархическо-православной модели жизнеустройства. Даже самая прозападно-демократическая интеллигенция России находится в плену этой матрицы. Мы просто тащим на вершину обожания разных богов, кто-то Сталина, кто-то Америку. Но обожаем их совершенно одинаково - истинно православно, без оговорок и некритично.
Для любого молотка все вокруг гвозди. Кто вам сказал, что все, кто в России настроен демократически, поголовно безоговорочно являются прозападными и без оговорок и купюр "обожают Америку" так же, как некоторые люди - Сталина? Мне кажется, время некритических иллюзий осталось в начале 1990-х - примерно тогда же, когда взрослые интеллигентные люди, запутавшись в явлениях новой для них действительности, устраивали на домашних вечеринках совместные просмотры порно. Вот примерно там же осталась и безоговорочная позднесоветская и ранняя постсоветская любовь к джинсам, жвачкам и вообще к любому некритичному как-нам-тогда-казалось-воспроизведению западной культуры. Способность увидеть что-то хорошое в другой стране и предложить сделать так же и даже лучше - для любого думающего человека уже давно не означает желания полностью повторить некий образ условной "Америки" у себя на родине.
"... взрослые интеллигентные люди ... устраивали ... совместные просмотры порно." Невольно хочется добавить: ... и, будучи теоретически подкованными, устраивали шикарные практики ... :=). Dan, не сердитесь, - просто выскочило.
Андрей, большое спасибо за глубокий анализ российского общества и нас в нем. Все чаще возникает такое ощущение, что от массовых маршей, в т.ч. уже и по разнарядкам власти, по стране с портретами воинов и до индивидидуальной рефлексии каждого, кому есть кого вспомнить из воевоваших родных и близких - целая вечность
Да, "немотивированное насилие" - это свое, родное. Тот язык, который каждый житель бывшей "страны советов" понимает с полуслова и без перевода. Я помню его с первого класса средней школы, когда старшеклассник просто так, ни за что отвесил мне оплеуху. Ложь и насилие - это и есть тот язык, на котором власть говорит с обществом, предлагая теперь гордиться жертвами и потерями. Не хочу этим гордиться. Не заставите.