Дональд Трамп. Фото: Tia Dufour / White House

Дональд Трамп. Фото: Tia Dufour / White House

«Главред The Lancet в выражениях не стесняется. Пандемия поколебала нашу веру в западную исключительность и выявила неприглядную сторону глобального неравенства. Эта книга обязательна к прочтению!» – рекомендует Энтони Костелло, профессор всемирной охраны здоровья и устойчивого развития Университетского колледжа Лондона. Рецензент The Financial Times называет книгу «прекрасно аргументированной яростной атакой на неспособность многих западных правительств использовать появляющиеся научные доказательства пандемического потенциала коронавируса нового типа».

The Financial Times отобрало работу Ричарда Хортона как претендента на звание одной из лучших научных книг 2020 года по версии издания. Предлагаем вашему вниманию пересказ книги «Катастрофа COVID-19: что пошло не так и как не дать этому случиться снова» (The COVID-19 Catastrophe: What's Gone Wrong and How to Stop It Happening Again).

Контекст

Официально все началось 30 декабря 2019 года. После обследования легких пациента с атипичной пневмонией тест подтвердил наличие у него неизвестного ранее коронавируса. Уже на следующий день ряд больниц в Ухане выявили схожие симптомы у нескольких потенциальных носителей вируса. Китайские медики и чиновники обнаружили себя в ситуации неопределенности и тревожности. Через несколько дней о ситуации узнали в Пекине и почти сразу же в ВОЗ. Быстрота реакции официального Пекина могла удивить людей, имеющих хоть какое-то представление о происходящем в Китае вообще и о стремлении Компартии страны к скрытности в частности.

Коронавирусы широко известны ученым. Несмотря на разнообразие этой группы, до этого года человечество сталкивалось только с шестью видами. Четыре из них не представляют особой опасности (часто они – виновники обыкновенной простуды), но появление двух повлекло серьезные эпидемии – SARS-CoV-1 (Severe Acute Respiratory Syndrome, тяжелый острый респираторный синдром) и MERS-CoV (Middle East Respiratory Syndrome, ближневосточный респираторный синдром). Если MERS отличался сложностью передачи от человека к человеку и потому легко был нейтрализован, то пандемия SARS в 2002–2004 годах оказалась настоящим кризисом не только для здравоохранения, но и для положения КНР в мире.

Хотя вспышку заболеваемости вирусом зарегистрировали в ноябре 2003 года, китайские власти не стали информировать ВОЗ, как того требуют протоколы организации, и собственных граждан. Серьезность ситуации они признали только в феврале следующего года, когда коронавирус распространился на другие страны и континенты. Мировое сообщество резко раскритиковало правительство Китая за его скрытность. Страна получила серьезный удар по своей репутации, и власти не забыли этого унижения. Судя по их поведению в конце декабря 2019-го, они, скорее, учли свои ошибки.

Ричард Хортон – главред The Lancet, одного из самых авторитетных медицинских журналов в мире. С самого начала пандемии издание активно освещало ситуацию, а сам Хортон получал десятки писем со всего мира, в которых люди делились проблемами их систем здравоохранения и правительств в целом. Его знания и размышления над ситуацией, в которой мы оказались, легли в основу этой книги. На сегодняшний день ее стоит воспринимать как самый актуальный путеводитель по ошибкам ковидной эпохи. Вместе с автором мы разбираемся, что было сделано не так, и почему человечество не имеет права проигнорировать эту пандемию.

Почему мы оказались не готовы

Итак, первая реакция китайских властей, несмотря на страх и смятение, была абсолютно адекватной и заслуживает аплодисментов, считает Хортон.