
Петр Мамонов
РИА Новости
Про песни пусть вспомнят другие, я вспомню про театр, потому что таким мощным «эффектом присутствия», какой был у Мамонова, из русских артистов последних десятилетий не мог бы похвастаться, пожалуй, никто (да поправят меня театроведы). То есть Петр Николаевич просто выходил на сцену и сразу же полностью ее заполнял, стягивал всю на себя, ничего даже толком не делая.
Давным-давно уже, лет 17 назад, давал он на сцене Театра им. Станиславского (тогда еще не «электро-») спектакль «Мыши, мальчик Кай и Снежная Королева», называвшийся почему-то балетом (были там какая-то лыжница и толстый, кажется, заяц, они делали некие па), но центром всего был, разумеется, сам Мамонов, извлекавший из гитары монотонное «трень-брень» и бубнивший тексты вроде «Оу, я уехал бы в Вайоминг, но это был бы не мамонинг», то есть более-менее поток сознания, но совершенно гипнотический, завораживающий и уносящий в такие области «наступающей грусти», как будто человеку на сцене было лет сто как минимум.
Между тем ему тогда было немногим за 50, но он как-то хитро решил состариться до срока – и чем дальше, тем лучше в этой старости обживался, словно бы сделал ее своим домом. Да помнит ли кто-то его молодым? Пересмотрите, например, фильм «Игла» (1988), где он не сильно старше Цоя, а кажется человеком почти пожилым, то есть – в мифологии этого фильма и всей тогдашней рок-культуры – враждебным, опасным. Годы спустя Павел Лунгин, в 1990-м в «Такси-блюзе» открывший Мамонова-актера уже для более широкой публики, пытался эксплуатировать мамоновское «старчество», но даже в его насквозь фальшивом «Острове» актерская органика Петра Николаевича напрочь перебивала идеологию. Мамонов попросту сыграл – в придуманных обстоятельствах – сам себя, как, в общем, всегда и делал.
Хотя что такое в его случае «сам себя»? Общим местом будет сказать, что он прожил несколько жизней – и в каждой был предельно, самым естественным и подлинным образом, собой. Иначе говоря, настоящим художником, артистом, проживающим любую дикость феерически убедительно и абсолютно всерьез.
Во всяком случае, его сценическое существование придавало обидному в иных случаях слову «самодеятельность» какой-то настоящий и в высшей степени гордый смысл. Это и впрямь была деятельность, ни от кого и ни от чего не зависящая, подчиненная одной лишь уникальной психофизиологии Мамонова, наблюдать за которой было смешно и страшно. Взгляду из зала представало здесь малопостижимое бытие, в котором мысли, шуршащие в голове бессонными ночами, не с чем было сравнить, кроме как с мышами, а в слове «любовь» звучали такая мука и одиночество, что можно было представить себе только какую-нибудь баньку с пауками.
Если искать аналогии мамоновской поэзии, то это скорее всего знаменитая «лианозовская школа»: Всеволод Некрасов, Игорь Холин, Генрих Сапгир. Хотя какие, к черту, были аналогии, когда ты видел Петра Николаевича на сцене. Тогда просто страшно было подумать, какие ужас и тоска живут в мамоновской груди, много лет назад проткнутой напильником, но сам-то он нас щадил, представляя все в комическом свете.
Или не в комическом, а просто в каком-то ином. Он никогда не влезал ни в какие ворота: «юродивый», «интеллектуал» – все это были какие-то глупые пошлости, ничего о нем не говорящие. Как, в общем-то, и иронические самоопределения: «Я такой дядечка особенный, я много лет просидел в пыли». Ну, вот, Петр Николаевич, отчего же так мало-то? Ужасно это несправедливо. В пыли ведь, как любят тут говорить, надо жить долго.-
Очень печальная новость. Мамонов был незаурядной личностью и большим уникальным художником. Он относился к незаменимым. Видел его только в кино. Запомнил сразу же после "Такси-блюз". Глубоко соболезную родным и друзьям, всем, кому было дорого его творчество.
Спасибо! Но вы, как и большинство читателей Репаблика, это всё весьма приблизительно понимаете.
Если честно , хотелось бы услышать мнение автора статьи, почему фильм Остров насквозь фальшивый. Мне он очень понравился. Я человек совершенно не религиозный, но именно герой Мамонова на меня произвел впечатление.
вот текст, который писал не я, но публиковал как редактор, так что тоже, в общем, под этим подписываюсь. на мой взгляд, там все предельно четко сформулировано. https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2006/11/22/byl-by-lob-cel
Прочитала. Спасибо за ссылку. Но я по другому воспринимаю эту картину, без всего этого бек граунда в виде предыдущих картин ( ни одну из них я не смотрела) и предыдущих ролей актёров. Меня фильм впечатлил и до сих пор я его пересматриваю.
Светлая память.....
"Остров" лично мне нравится. И не фальшивый он никакой. И "Игла", и "Царь", и "Такси-блюз".
Про "Звуки МУ" я давно-давно прочел, что их солист изображает на сцене больного параноидальной шизофренией. Типа, сценический имидж. (пруф-линк не предоставлю - вообще не помню, где прочитал. почему-то кажется, что в конце 80-х в каком-то обзоре Питерского Рок-клуба). В те времена так руки и не дошли послушать. Наверное, и хорошо. Потому что его надо видеть и слышать, а не просто слышать.
А вот вчера сел посмотреть выступления. Диагноз, определенно, там присутствует. Какой - не скажу, не специалист. Но завораживает, я вам скажу! Что-то в этом есть..
Очень жаль! Блестящий актер и исполнитель своих баллад... Был на его концерте в Новосибирском
академ-городке - неизгладимое впечатление: ужас и восторг одновременно. Светлая память...
Да имейте же совесть, люди. 40 дней хотя бы подождите.
Умер юродивый, а именно без них нет России, а не без Путина.
И у скольких людей душа плакала, когда Остров смотрели.
PS а некролог у автора не получился
Он был гомофобом и православным фашистом. Когда такие люди, как он, дохнут, этот мир становится немного лучше.
Даже комментировать противно. Многое говорит о гомосекофилах.
Почему-то Павла Лунгина это не смущало. Да и Господь Вседержитель тоже ведь гомофоб. А православный фашист - это вообщее оксюморон.
Когда умер Вагнер - можно было радоваться «умер антисемит». И отчасти это будет правдой. Но это ещё и о том, у кого что больше чешется. Для некоторых - умер автор «Парсифаля» и «Летучего Голландца» («Кольцо» не привожу сознательно, что бы самого назвали латентным антисемитом т к Альберик). Не собираюсь сравнивать Мамонова с Вагнером, но смысл же понятен, он и не о Вагнере, и не о Мамонове.
даже о вас кто-то будет скорбеть (пусть в это и трудно поверить)
Но вы, тем не менее, могли упомянуть о гомофобии, мизогинии и прочих шовинистических взглядах усопшего, потому что они тоже определяют его личность. И для многих гораздо отчётливей, чем его актёрское мастерство.
Это его право и свобода. И не хунвейбинам либеральным судить людей.
водички попейте, подышите, добрее вряд ли станете, но вдруг
Ну и написали бы сами "На смерть Мамонова".
чем Republic интересен? именно вот таким взглядом, спасибо автору Олегу Зенцову