Старое здание капитолия штата Айова, которое с 1857 года используется университетом. Фото: Wikipedia

Старое здание капитолия штата Айова, которое с 1857 года используется университетом. Фото: Wikipedia

Последние несколько месяцев словосочетание «культура отмены» (cancel culture) и производные от него («отменить» и даже «закэнселить», как бы неуклюже это ни звучало), благодаря стараниям, в том числе русскоязычных СМИ, прочно поселились в нашем лексиконе. Чуть ли не каждую неделю появляются сообщения об очередной «отмене», вызывающие праведный гнев — особенно у тех, кто не читает дальше заголовков и не силен в фактчекинге (вот, к примеру, разборы сравнительно недавних кейсов «отмены» «Унесенных ветром», Джонни Деппа и Джины Карано).

Интеллектуалы всего мира то подписывают открытое письмо, то сольно выступают против «культуры отмены» (а заодно и «новой этики», что бы под этим ни подразумевалось). Из последних примеров — знаменитый британский писатель японского происхождения (и лауреат Нобелевской премии по литературе за 2017 год) Кадзуо Исигуро в свежем интервью BBC заявил, что сложившийся в обществе «климат страха» мешает людям писать то, что они хотят.

Я особенно боюсь за молодое поколение писателей. Толпа анонимных линчевателей может наброситься на тебя в сети и сделать твою жизнь несчастной. Я нахожу такую ситуацию опасной… Я нахожусь в привилегированном и относительно защищенном положении как признанный автор. За мной мой возраст и репутация. Но молодые писатели, чьи карьеры и репутации более хрупки, не желают рисковать.

Есть явный перекос в том плане, что именно левых чаще всего обвиняют в том, что они занимаются «отменой» и подавлением свободы слова. Между тем «культура отмены» пусть не так заметно, но процветает и на правом фланге. Охваченные, по выражению журналиста Vox Шона Иллинга, «моральной паникой» республиканцы во многих штатах решили противопоставить «культуре отмены» законодательство. И их законопроекты, направленные на подавление свободы слова левых в учебных учреждениях, действительно пугают.