Статуя Христа во время акции “Зажги синим”. Фото: Pilar Olivares / Reuters

Статуя Христа во время акции “Зажги синим”. Фото: Pilar Olivares / Reuters

В 2010 году организации помощи аутичным людям объединились, чтобы представить миру новый проект, который одновременно должен был заставить людей понять, что чувствуют аутичные люди, и собрать деньги на помощь аутистам. Проект назывался «День отказа от общения» (Communication shutdown day): на один день, 1 ноября, пользователи должны были отказаться от общения в социальных сетях, чтобы почувствовать, каково это – жить в изоляции. Всего за 5$ каждый интернет-пользователь мог приобрести специальный бейджик для аватарки, который показал бы его друзьям, что он принимает участие в этом благотворительном бойкоте. Идея получила огромную огласку в СМИ, ее с радостью поддержали такие знаменитости, как американский инженер и астронавт Базз Олдрин, австралийская модель Миранда Керр, американская телеведущая Холли Робинсон Пит и даже аутичный лектор и зоолог доктор Темпл Грандин.

В этом и была главная проблема проекта – Темпл Грандин оказалась единственным аутичным человеком, с которым обсудили эту идею. Поэтому благие намерения неаутичных союзников привели к непреднамеренным последствиям.

К 1 ноября 2010 года интернет-пространства, созданные аутичными людьми, гудели от негодования. Оказалось, что сама идея проекта крайне некорректна – на самом деле именно интернет является наиболее удобной формой общения для многих аутистов, поэтому отказ от социальных сетей не может помочь неаутистам понять их опыт. Кроме того, идея о том, что для понимания аутизма надо замолчать вместо того, чтобы начать прислушиваться к тому, что говорят сами аутичные люди, – оскорбительна для многих аутистов. Как часто бывает в ситуациях, когда какая-то группа людей чувствует постоянное игнорирование своей повестки, резонанс вызвало незначительное с социальной точки зрения событие – а именно блог-пост малоизвестной активистки Корины Беккер: «Давайте использовать этот день, чтобы наполнить социальные сети нашими историями, нашим опытом аутичной жизни», – писала она, и ее призыв был услышан международным аутичным сообществом.

Так 1 ноября превратилось в «День, когда говорят аутисты» (Autistic Speaking Day). Акция стала выходить за пределы блогов и соцсетей, когда ее поддержали такие крупные СМИ, как Forbes.

Я же хочу использовать эту традицию для того, чтобы обратить внимание на примеры ужасной социальной рекламы об аутизме. Сейчас, когда в России все больше входит в моду социально ответственное предпринимательство, а о проблемах аутичных людей говорит все больше знаменитостей, бизнесу стоит знать, как отличить полезный проект от опасного.