Фото: Kim Kyung-Hoon / Reuters

Фото: Kim Kyung-Hoon / Reuters

Женщины по всему миру сталкиваются с колоссальным давлением в вопросе материнства. Им постоянно напоминают о тикающих биологических часах и о рисках, связанных с рождением детей в более позднем возрасте. На возраст отцов обращают меньше внимания — и общественность, и врачи.

Тенденция вполне объяснима — большинство исследований концентрирует свое внимание именно на женщинах. По данным Исследовательского центра Пью, женщины в XXI веке становятся матерями в 35 лет и позже намного чаще, чем в 1980-х и 1990-х. Этот тренд обсуждается уже слишком долго. Еще в 2008 году Департамент здравоохранения и социальных служб США выпустил доклад, в котором говорилось о деторождении в стране в период с 2000 по 2008 год. Выяснилось, что за эти восемь лет уровень беременности среди женщин в возрасте от 40 до 44 лет вырос на 22% по сравнению с 1990-ми. Беременность среди подростков и женщин до 20 лет, наоборот, встречается все реже.

Сейчас исследователи находят все больше подтверждений тому, что возраст отца влияет на будущего ребенка сильнее возраста матери. В 2017 году в Исландии провели масштабное исследование, в ходе которого ученые проанализировали более 1500 троек (так называют сумму геномов отца, матери и ребенка) и уточнили темп появления мутаций у новорожденных. Оказалось, что каждый новорожденный получает в среднем 70 новых мутаций, которых не было у родителей. Главное: 80% этих мутаций приносит сперматозоид, и только 20% — яйцеклетка. Таким образом, большую часть своего мутационного груза ребенок получает от отца.

Эту же мысль развивает cвежее исследование, опубликованное в журнале BMJ. В нем говорится, что дети отцов старшего возраста чаще рождаются недоношенными. Более того, это затрагивает и матерей: чем старше партнер, тем выше шанс возникновения у женщины гестационного диабета (он возникает у женщин после 20 недели беременности, средний шанс появления — от 3 до 5%).